В отличие от других известных направлений самосовершенствования, волхвы не оставили никаких следов своих методик и практик. Нет изложенного каким-то автором учения волхвов. От них фактически не осталось (если отсеять поздние выдумки их исторических и религиозных оппонентов) ни письменных текстов, ни устных легенд, ни каких-либо других аутеничных артефактов.
Основой мировоззрения волхвов был индивидуальный путь развития людей. Это в целом нисколько не противоречит установившимся сейчас в обществе понятиям о душе, как первоначалу внутреннего мира каждого человека. В отличие от религиозных схоластов, внесших представления ложного коллективизма, волхвы предпочитали полную честность и придерживались образа жизни в соответствии со своими воззрениями. Они не собирались в большие группы и не кучковались в стаи в случае опасностей. В их мире каждый проходил свой путь в одиночку, зная при этом, что у него есть верные друзья, в которых он полностью уверен. Индивидуальное выживание в любой, даже самой опасной, среде, стало основой их жизненных представлений, отчасти отраженной в школе военной магии.
Волхвы не были сторонниками специального обучения и вообще социального института ученичества. В ментальности волхвов отсутствовали понятия мессианства и проповедничества. Ценилась самостоятельность человека в осознанном прохождении этапов своего пути, в ходе которых он учился думать и действовать самостоятельно. Никому не уделялось особо пристального внимания, при этом каждому оставлялось право по усмотрению взять из общего потока смысловых категорий только то, что соответствовало уровню его сознания.
Волхвы не создавали ничего подобного восточным ашрамам, где ученики (чела) в почитании и привязанности собираются вокруг учителя (гуру), возводя в культ его личность и благоговейно ловя каждое его слово. Для, тех, кто вышел из мира «чистых как снег», такое поведение просто недопустимо. Им всегда было важно, чтобы человек научился смотреть на мир не глазами учителя, а своими собственными. Когда этого нет в методе обучения и подготовки, значит учитель не тот, да и путь не туда. Безусловно они давали алгоритмы выживания, а потом отпускали молодого странника в самостоятельный путь, чтобы он на практике усвоил уроки.
Сейчас вошел в моду и получил распространение метод т.н. «расстановок», где в течение занятия участники пытаются сыграть роль других людей и этим обрести к ним эмпатию. Волхвы не предлагали искусственных моделей, т.к. саму человеческую жизнь, ее сюжет воспринимали как полигон для самосовершенствования. Все их советы обычно были связаны с непосредственными жизненными коллизиями (тем более, что к ним и обращались в основном с конкретными просьбами) — при этом в них всегда бисером было вшито понимание более глубоких вещей о мире и о себе.
Известный тренинг волхвов остался в выражении: «иди туда — не знаю куда и принеси то — не знаю что». Будучи в твердой уверенности, что любое место в окружающем пространстве наделено энергией, они любили посылать молодого ученика налегке в путешествие, не давая четких указаний. Он должен был выжить в таком испытании, находясь в чужеродной среде, и в результате получить какой-то ценный опыт, имеющий значение как для себя, так и для других.
Потом эти странники собирались на природе и делились своим опытом… Беседы у костра — это была главная форма общения и получения информации, где в живой и ненавязчивой форме свободно текли потоки бесценных мыслей и знаний. Многие путники, случайные или наоборот преднамеренные, специально проделавшие для этого дальний переход, подсаживались к тому костру и волхвы не скрывали от них никаких тайн. Потому что знали, что реальное знание всегда имеет несколько уровней понимания и каждый возьмет только ту часть, которую сможет вместить в себя его восприятие.
Среди волхвов было не принято кому-то что-то доказывать. Такое поведение было выработано чередой опытов многих подвижников. Это придавало особую ценность сказанному слову — и каждый участник беседы имел равное право на свою точку зрения, не настаивая на ней.
Здесь уважалось право личности на принятие решения. Даже если кому-то со стороны казалось, что это решение ведет к обрыву. Потому что любой обрыв — это лишь часть общего пути в череде жизней адепта — и волхвы хорошо знали про это.
Волхвы не были героями в том смысле, как это принято понимать у людей. Им нечем было гордиться, т.к. они никогда не совершали действий напоказ. И о том, каких усилий и проявленного мужества стоило для них достижение поставленных целей, знали только они сами. Это приходило с опытом многих испытаний … и этим объяснялась их спокойная улыбка в отношении горячей решимости молодости.
Из общей совокупности того, что дошло до наших дней, можно выделить какие-то особенности мышления волхвов. В их понимании странник должен уметь:
- Гнуться как ива, будучи в готовности разогнуться в любой момент.
- Полностью сливаться со средой, быть невидимым, оставаясь при этом самим собой.
- Уметь подчиняться условностям окружающей действительности, оставаясь внутренне свободным и готовым к действиям по своему усмотрению.
- Рассеяться по ветру, чтобы снова где-то собраться для решающего броска.
Волхвы не несли с собой атрибутов веры. Занимаясь опытами с бессознательным, живя в мире причудливых образов и взаимодействуя с ними, они были чрезвычайными скептиками и доверяли только многократно проверенному опыту. С точки зрения современных определений их бы назвали агностиками. Другое дело, что их восприятие органично включало все вокруг, как видимое и осязаемое, так и запредельное, уходящее в глубины Вселенную.
Волхвы никогда не принадлежали к какому-то религиозному культу (как это сейчас пытаются представить неоязычники). В этом не было необходимости, учитывая их опыт глубочайших прорывов св контактах с запредельностью. При этом они вполне создать предмет религиозного культа и порой делали это, чтобы прочертить путь развития для разных народов. Понятно, что тот, кто создает религию, знает, что это лишь часть пути, обозначенная таким образом в целях лучшего понимания.
Волхвы знали, что Вселенная разумна и этот разум находится далеко за пределами человеческого понимания и осмысления. При этом они снисходительно относились к вере окружающих людей в придуманных ими божеств, даже если это это уводило в сторону от основного пути развития и понимания сути вещей. Стараясь не вовлекаться в обсуждение вопросов религиозной веры, волхвы допускали, что каждый человек имеет право получить такой опыт на своем пути. И если мысли мистического адепта чистые и искренние, то они рано или поздно выведут его на верную тропу.
Волхвы никогда не были борцами за идеи. Оценка социальных императивов для них никогда не была связана с чьими-то политическими интересами. Их позиция в этом отношении была очень простой: все то, что априори тормозит личное развитие человека, относится к разряду мерзости. И здесь волхвы не различали оттенков серого (что порой создавало им ряд проблем адаптации в социуме).
Церковные рассказы о массовом сопротивлении волхвов процедуре крещения скорее было попыткой отзеркалить историю христианских адептов, которая действительно часто носила конфликтный характер. Для волхвов было более привычным в каждом конкретном случае искать выход исходя из сложившихся условий (не говоря уже о том, что сложно представить ситуацию, когда продвинутые интуиты были бы застигнуты врасплох наступившими событиями). Доступный им арсенал действий позволял выбирать наиболее рациональные решения, про которые в истории не осталось никаких следов. Ретроспективным анализом гораздо вернее допустить, что волхвы долгое время (несколько столетий!) существовали параллельно христианству, а потом влились в него волной православных иноков из местного населения (до этого были только греки).
Современный лубочно-гротесковый новодел на тему «а-ля волхв» не имеет к историческим волхвам никакого отношения. Если бы они жили сейчас, то несомненно не пытались бы выделиться бородой или национальной одеждой, а наоборот по своему обыкновению постарались бы ничем не отличались от современных людей — точно так же, как не отличались и в те времена. Просто они смотрели на мир иначе и им открывалось то, что для других не представляло интереса. Добывали метеоритное железо, каким-то чутьем угадывая его местонахождение, и соль там, где никто догадывался делать это ни до, ни после них. Могли по вкусу определить химический состав воды и оценить ее лечебные свойства. Много чего могли — нам бы поучиться такому умению не только смотреть, но и видеть.
К сожалению, в литературе так и не был создан настоящий образ волхва. Их архетипы, наполненные особым обаянием, неведомы людям. Про это еще не написано книг. Источников тоже нет, т.к. редкие упоминания о волхвах в христианских летописях имеют целью исказить их исторический облик и наполнены откровенной неприязнью. Современный новодел, рисующий синтетических бородатых «суперменов» в стиле этно-фентези, далек от реалий.
Для сравнения можно посмотреть на образ легендарного шамана Хуана Матуса из книг К.Кастанеды. Волхвы тоже вышли из шаманов и сохранили особенности мышления. Очевидно речь идет о единой ментальной основе и общем источнике знаний (разумеется с учетом того, что .условия жизни на другом континенте имеют свою специфику, далекую от нас). При этом волхвы пошли дальше, открыв для себя понятие Свет, что стало для них прорывом к тайнам мироздания. В результате на просторах Восточной Европы проявил себя уникальный духовно-исторический феномен, который лишь отчасти отражен в местных традициях. Внутренний мир волхва и весь драматизм его пути еще не описаны пытливым исследователем, хотя уже сейчас понятно, что это был бы очень своеобразный и притягательный образ, на который многим бы захотелось быть похожими.
В окружающем нас человеческом обществе до сих пор применение альтернативных общепринятым способов постановки целей и достижения результатов если не осуждается прямо, то как правило считается чем-то неправильным и маргинальным. Но волхвы никогда и не принадлежали к известным нам общностям людей. Волхвы — это свой особый мир.
4 комментария на «“Традиции волхвов”»
Есть живое пространство Места. Это имеет значение, как обратная связь, проявленность домысла.
А существует пространство «испорченного телефона», где на Входе одно, а на Выходе совершенно другое…
Есть такая игра, где первый говорящий задает НЕЧТО, а проходя через передачу по цепочке, информация так искажается, что на выходе получается тоже НЕЧТО.
Играть в Такое — это один процесс, а вот жить в «сказке, рассказанной кем-то», это идентифицироваться с сюжетом…, в который можно попасть не по своей воле.
Лучший из вариантов — создать Свою Сказку, как исцеляющий вымысел. Поверить в свой собственный вымысел безопаснее, в том смысле, что «ошибка» будет опытом, чтобы познать свою роль в этой сказке. И тогда следующим шагом, возможно, станет уже другой сюжет. Какой? Он может проявиться неожиданно.
Идеология максимального автономного индивидуализма несёт большие риски. Приходится отдельно договариваться с каждой из могущественных сил, которым изменить свому отношению ничего не стоит — и враз «всё может разрушиться». Даже уже привык всё терять разом и начинать с нуля, почти «бомжом». Мне «оттуда» постоянно демонстрируют, что отдельный Человек никак не в состоянии построить автономный уникальный мир.
Но есть ли другие возможные пути к Разумности? Сами Боги ставят нам укор: «В Вас всё данное втекает и так же вытекает, а в итоге остаётся что-то невообразимое….» Но как дело доходит до попытки Человеком строить собственный мир, сразу представляется такой громадный счёт, оплачивать который придётся многие тысячи лет. В сущности платить по этому счёту я никогда не отказывался, но и эту возможность не дают. А почему? В Космосе единицы Разумов видят Человека свободным, а большинство только пытаются взять под управление и использовать в своих целях. Схемы власти строятся различные — энергетическое программирование (зомбирование) и даже прямая энерго-жгутовая привязка. В последнем случае люди становятся постоянно привязанными на управляющий «кабель» большой системы. Против сопротивляющихся (вроде меня) применяется такое оружие, которое даже вообразить я не мог. Напр. атака многотысячными энергокодами разрушения, защиту от которых я не могу представить даже теоретически.
Лозунги «единения» вроде бы, казалось, должны обеспечить противостояние подобным вызовам. Но на деле какая-то иерархическая система в лице высоко сидящих управленческих персон оптом продаст человечество какой-либо ВЦ — они так делать привыкли за тысячи лет. А простым людишкам, карабкающимся по иерархии, оставляют право постоянно «мочить» друг друга. В дело идёт все: церковь, религия, ложь, убийства и т.д. … Но, разумеется, добравшимся наверх «система» всё прощает….
Такая мелочная издержка «пути в вечность», как нивелировка личностного Я, уже мало кого интересует.
За мной не стоит могущественная система, но вопрос для меня стоит так: превентивна личность и её права на построение Разумного Я, а Система (необходимость которой никто не отрицает) только обеспечивает «инструментом» достижения этого? Этим я не сказал ничего нового, но сегодня произошла подмена функций системы как обслуживающего злемента на функцию абсолютно властвующего Бога. А «единёнными» очень просто управлять.
С одной стороны, как бы все мистическое, а с другой, если бы были сейчас переходы в разные времена, вот бы интересно было 🙂 То, что написано в библиях и в пророчествах, это уже сегодня все можно объяснить, т.к технически мы все эти явления знаем. И даже ангел с крыльями и нимб — ведь правы те, кто говорит, что это скафандр.
Технически все возможно. Ученые как-то сравнили человека с телевизором (сейчас уже надо с компом наверное), что если у тебя показывает только первый канал, это не означает, что других каналов не существует. Инфополе существует, а мы просто приемник: наш мозг, в нем антена и настраивается она на электромагнитные волны на прием ЛЮБОЙ информации, стоит только позволить ей BХОДИТЬ.
Я не написала ничего сверхъестественного, все уже давно известно. Сама вот только сейчас доделаю, чтоб легче инновации входили — и тогда изобретателям легче будет изобретения вводить, СОЗДАВАТЬ, а творить они всегда умеют. Каждый изобретатель — это бог! только он забыл про это 🙂
Добрый.Откуда такие знания о волхвах если они ничего не оставили после себя?