О восточных школах саморазвития


фигура женщины со срещенными ногами

Восточные направления саморазвития всегда будут пользоваться особым вниманием в силу своей уникальности и эффективности. Это связано с  комплексным подходом к человеку, который воспринимается как единое целое в своем физическом, психическом  и духовном строении. Сложно найти этому альтернативу за отсутствием достоверной информации о подобных школах самосовершенствования на других материках и континентах. 

Всплеск интереса в Европе к восточным учениям наблюдался в XIX веке и был связан с торговой и военной экспансией в Индию и Китай. Обратным эффектом стала раскрытие для европейцев доселе неизвестной им самобытной культуры восточных народов, что стало открытием совершенно иного взгляда на мир.

В Европу хлынул поток восточных харизматичных проповедников, которые быстро приобрели популярность. Одновременно с этим выяснились и гносеологические различия в мышлении  разных цивилизаций.

В свое время я с упоением читал Бхагавад-гиту и продолжаю считать, что знаменитый диалог Кришны с Арджуной — это уникальный эпос всех времен и народов. Там нет привычного противопоставления добра и зла, света и тьмы и т.д. Наоборот, все произведение сквозит стройной гармонией эволюционного процесса. Многие вопросы Арджуны выглядят вполне современно, а ответы Кришны для неподготовленной публики могут казаться оригинальными. Дуализм, ставший основой европейской морали, появился позднее в зороастризме в обостренной и резко очерченной форме, а оттуда уже перешел в аврамические культы. В древние же времена люди жили другими категориями, где было понимание единого строения мира, непрерывного пути эволюции, проходящего через множество циклов, ответственной духовной иерархии… — но не было непримиримой борьбы двух противоположных полюсов.

Восточные духовные доминанты напрямую обращены к определенным архетипам. Они очень красивы, наполнены метафорами, абстрактны и  ассоциативны, т.к. формировапись в далекую эпоху выраженного интуитивного мышления. Они плохо ложатся в логический формуляр, свойственный западному мышлению.

Пытаясь быть правильно понятыми представителями западной ментальности, восточные проповедники размывались в изобилии слов, в котором легко было потерять смысловое ядро. Привычка давать материал в устном изложении привела к тому, что в письменном формате эти тексты могут стать нечитабельными.  Из известных проповедников нашего времени можно назвать Ошо, мысли которого поражают своей глубиной и оригинальностью. Вот только зачем же одну мысль размазывать на несколько страниц? В отличие от него Шекспир смог сказать коротко о главном, да еще наполнив фразу предельным драматизмом так, что пробирает до костей.

На Востоке есть понятие Гуру. Это человек. который называет себя  «просветленным учителем», соответственно этому ведет себя и утверждает определенные постулаты, созерцая благоговейное внимание учеников. Среди таких часто встречаются люди с повышенным уровнем гипнабельности, которые в попытке что-то понять в обширном словесном массиве из «правильных» слов и фраз полностью ломают импринт и попадают под безоговорочное влияние своего наставника. В основной же массе представители западной ментальности более критичны и такой формат восприятия информации их не устраивает.

На Востоке есть понятие Ашрам. Это такой лагерь или поселение, образуемое вокруг учителя его адептами. Возможно для Индии такая форма совместного проживания выглядит нормально, но в Европе после всплеска культуры хиппи как-то не прижилась.

Восточные учения, наполненные яркостью ассоциаций, кажутся насквозь мистическими — при этом в них огромный философский и мировоззренческий базис. Чтобы воспринять его, нужно полностью убрать привычную парадигму. Не так это просто — да и не всем это нужно.

Восток большой и разный. В нем множество разных мистических учений, их направлений и ответвлений. Любой проповедник, одетый в соответствующее облачение, перебирающий четки и зажигающий свечи с благовониями, может оказаться главой секты или шарлатаном. Разобраться в этом неподготовленному западному адепту очень сложно.

Другие риски связаны с распространенной практикой копирования восточных методик. Для Запада свойственна конкретность и определенность мышления. Все сводится к логической цепи: проблема — способы решения — результат. Поиск глубинного смысла в размытых и часто непонятных выражениях часто воспринимается как проблемы с психикой. Наоборот, информация из древних восточных текстов, наложенная на особый склад восточного мышления, всегда объемная, многоуровневая, неоднозначная. Попытка при переводе выложить ее в понятный линейный ряд сохраняет форму содержания, но при этом теряет связь с архетипами, а вместе с этим и заложенное в них смысловое ядро.

В целом же при разумном подходе можно почерпнуть очень много ценного из восточных учений и практик.

Для физических занятий вполне подходят хатха-йога (с элементами раджа-йоги), цигун и тайцзицюань — их интересно сравнивать с возможно сохранившимися местными этно-традициями (напр. в военном танце и т.п.).

Для самовосстановления подходят аюрведа и лечение меридианов. Хотя это довольно сложный материал, требующий определенный объем знаний. Кроме того, здесь важно усвоить принцип, тогда как наиболее эффективны те природные компоненты, которые распространены в месте рождения и проживания человека (.т.е. не нужно гнаться за экзотикой, а лучше посмотреть под ногами). 

Главное, не создавать для себя на этом пути познания новых фетишей, смелее что-то пробовать самостоятельно, а потом адаптировать под себя с учетом особенностей своего организма. Здесь вполне допустимо творческое комбинирование разных методов.  Не стоит слепо углубляться в мистическую сторону (которая заложена в архетипах любого из восточных направлений), желательно ограничиться только физическими упражнениями и концентрацией внимания.  А глубины философской мысли, Дао, Веды, Атман, Манас и прочее лучше постигать отдельно.


2 комментария на «“О восточных школах саморазвития”»

  1. Я придерживаюсь монотеистических взглядов, базирующихся на Ведических писаниях. Где процесс познания духа и материи описан определенным образом. Мы обусловленные живые существа мыслим категориями чеpноe-белое, теплое-холодное, возможно-невозможно. Для того чтобы понять что-то выходящее за наше понимание нам нужен тот источник, который находится на том уровне и который может нам объяснить что такое душа, сверхдуша, сознание, живое существо и взаимоотношения всего этого.
    Мы думаем, что слова материальны, но если они используются для описания духовных предметов то они уже не материальны. Электричество можно использовать как для нагревания так и для охлаждения. В Ведах описано что такое душа и что такое сознание. Мы не можем (по крайней мере большинство из нас) стать профессорами, если не получим образование у другого профессора или преподавателя. Никто не примет серьезно такого самоучку. Так было во все времена и во всех традициях.
    За всем стоит разум и живое существо. Как сказал А.Энштейн: «Всю свою жизнь я изучал материальную энергию и в конце концов понял, что за всем этим стоит Высший разум» (это не совсем дословно).
    Про Иисуса Христа — ну мы же не можем себя с ним сравнивать, не так ли? Но даже он получил свои открoвения сверху, а не просто сидел и разглагольствовал и умственно спекулировал. Он искренне молился, понимая что существует Высшее Живое Существо и только Oно может пролить свет на все вопросы. Также поступил Св. Франциск, Св. Патрик.
    Иисус это не правило, а исключение. Думаю, я и другие люди к его категории не относимся. И если Бога кто-то еще учил, то это не Бог. И что это за Бог которого учить надо. И зачем бы Исусу тогда нужно было молиться тому, кто не является Богом.
    Жара-холод — это двойственность материального мира. Это обусловленность. Освобожденные личности лишены всего этого. Это мы видим из жизни святых как в христианской, так и в других традициях. Для того и существуют определенные практики и ограничения, которые помогают понять, кто мы есть и для чего наше предназначение. Практики йоги, аскез, молитв и покаяний.
    Мне порой легче Веды понять, чем некоторых людей. Там по крайней мере есть описание того, что есть душа, что есть сознание, что есть тело грубое и тонкое. Кто такой Бог, как Он выглядит, чем занимается. И что Он источник всего и что Он самодостаточная личность и учиться Ему не надо у кого-то. И то что мы простые живые существа обладаем всеми теми же качествами только в разном количестве.
    Тема души — очень интересная тема. Но мы пытаемся понять не материальные вещи материальными путями и рассуждениями. Совсем разные энергии и подход изучения должен быть другим.
    Вселенную я понять не могу, потому что это творение не моё — и моё понимание ограничено. Мне и не нужно пытаться понять Вселенную. Не одна из систем йоги не ставит такую цель. Веды учат тому как понять себя (как душу), Сверхдушу и наши отношения с Ней. Чтобы понять что океан солёный мне не надо его весь выпить, одной капли будет достаточно.
    Я выразил своё понимание и не хотел никого обидеть. Ничего личного. Я не хочу с кем-то либо вступать в полемику. Если кому-то чужда моя точка зрения, то я принимаю это и уважаю Ваш выбор. И также не настаиваю на том, что моя точка зрения должна быть принята другими.

  2. Дао Цзи Бай — старая китайская философская школа. Образование её относят к 16 веку, есть мнение о более раннем происхождении. Название традиционно переводится как «Путь к Высшей Ясности» хотя Тань Лань считает, что правильнее было бы «Запредельное Ничто». Есть предположения, что это название — всего лишь калька имени ученика Будды Вималакирти, проповедовавшего перманентную ненаправленную медитацию, переводящееся как «Безупречная Чистота». То есть, не «путь к высшей ясности», а «путь Вималакирти».
    Предание гласит, что учение было создано монахом одного из буддистских монастырей по имени Дань Шэнь, который решил, что если человек способен достичь сатори (одной из ступеней на пути к нирване, состояния, в котором ничто не вызывает его эмоциональной реакции), то он может, немного потрудившись, добиться состояния, при котором жизнь будет хотя бы немного приятной. У него это получилось, он набрал учеников, и за несколько веков существования школы она накопила некоторое количество техник для делания жизни приятной.
    Техники делятся на внешние и внутренние. Так, если человек сел на табуретку с гвоздём, у него есть несколько вариантов:
    — Встать
    — Встать и вынуть гвоздь
    — Встать и сесть на другую табуретку
    — Сидеть и терпеть
    — Выработать нечувствительность к боли
    — Развить у себя мазохизм
    Техники с 1 по 3 — это внешние техники, направленные на изменение мира, пусть даже в таком небольшом радиусе. А с 4 по 6 — техники изменения себя. Считается, что у человека должен быть выбор, что именно использовать в ситуации, и, разумеется, выбирать можно только из того, что человек умеет. Дао Цзи Бай учит многим вещам, помогающим оставаться в гармонии и радости в любой ситуации.
    Вообще, понятие гармонии является одним из основных в учении. Считается, что мир гармоничен, и, если нам что-то в нем не нравится, это говорит только о том, что мы не нашли гармоничного места в ситуации или гармоничного отношения. Правда, такое негармоничное взаимодействие людей и мира непременно должно в нем (мире) присутствовать, так как в мире должно быть всё, что в нем может быть, но это можем быть не мы.
    Каждая ситуация, в которой мы участвуем, имеет в себе место, специально отведённое для нас, причем место не в физическом смысле, а в смысле взаимоотношения ситуации и нас. Цель человека в каждой ситуации — ощутить гармонию, и занять ту позицию, которая для него предназначена. Из этого места (и только из него) он может гармонично влиять на ситуацию в целом в соответствии со своими представлениями о её гармонии.

Добавить комментарий для Zulfat Khismatulin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »