Кажется, никто не будет спорить, что тема духовности должна быть в приоритете для понимания места и роли человека в мироздании. Но как оказалось, нет даже научной дисциплины под названием «История духовности». При том, что углубление в эту тематику переворачивает весь традиционный взгляд на процессы, которые происходили в историческом прошлом целых народов.
Наука «История духовности» призвана исследовать процессы духовного развития людей в непрерывной взаимосвязи и в разных формах (в т.ч. мистических). Приоритетом здесь становятся не предметы верований и не учения или доктрины, а сам путь духовного становления народов в веках и тысячелетиях, формирование и трансформация коллективного бессознательного. Таким образом, многие исторические события получают объяснения с точки зрения, что это следствие процессов, происходящих (возможно неосознанно) в один временной промежуток внутри большого числа людей.
Исторический процесс духовного становления народа — это единая нить, протянутая из глубины далекого прошлого. У нее могут быть разные названия, соответствующие разным векам и тысячелетиям. Нет смысла противопоставлять одни этапы другим, потому что это непрерывный процесс и только целостностное восприятие позволяет нации понять себя, «узнать свое имя».
Во все века эволюцию человечества двигали его отдельные выдающиеся представители. Для многих уже очевидно, что в далекие времена народы структурировались и самоосознавали себя под влиянием центростремительных сил, формируемых небольшими группами духовно продвинутых людей. Так появлялись центры духовной мощи, магнитом притягивающие к себе лучших представителей соседних племен. Это были точки пассионарности, создающие взрывной импульс развития во всех направлениях: искусстве, архитектуре, ремеслах, морали, экономике и т.д.
Национальные архетипы складываются в течение тысячелетий в ходе сложного переплетения разных процессов. Государства и религии появлялись уже потом, как оболочка на созданный каркас. Их представители использовали существующие возможности, часто просто паразитировали на них. Тем не менее, именно эти эгрегоры сейчас определяют общепринятый взгляд на процессы, происходившие в прошлом.
К сожалению, крупицы былой реальности часто восстанавливают только энтузиасты. Им мы обязаны многим новым знаниям о дохристианской эпохе, не отраженным в летописях. Становится понятен сам процесс медленного врастания христианской религии в языческие традиции и обычаи. Тем самым сохраняется тончайшая нить, которая в конечном итоге становится единственным путем к национальному самосознанию.
Современная историческая наука пытается установить какие-то факты и явления в прошлом на основе оставшихся материальных свидетельств. И пока она не выходит за рамки исторических артефактов, в ней сохраняется рациональное зерно. Когда же она пытаясь вникнуть в вопросы развития человеческого общества, то использует теоретические догматы, преувеличивающие роль социальных институтов (не имея представления о том, что представляют собой архетипы и как на самом деле появляются и фунционируют эгрегоры). Так появился тезис о превалирующей роли государства в человеческой эволюции, а учебники наполнились никому не интересным перечнем дат прошлых событий государственной важности и датами жизни и смерти государственных деятелей.
Если все же заговорить о духовности, нас сразу отошлют в лоно церкви. Этим незаметно в массовое сознание упаковали утверждение о том, что духовность и религия – это одно и то же. В результате даже такие совершенно разные по смыслу понятия, как духовность и духовенство, по созвучию успешно упаковались в одну религиозную оболочку. И хотя клерикализация духовности несет ощутимый вред обществу, это сложно объяснить лишь глупостью или невежеством (хотя и то, и другое безусловно присутствует). Объяснение простое: когда люди начнут напрямую обращаться к теме духовности, они забудут о государстве и церкви. Начнут чахнуть, лишившись психологической и ментальной подпитки, и в конечном счете умрут два мощнейших эгрегора. Поскольку там пристроено огромное количество людей, которые ничем больше заниматься не хотят, они готовы оказывать всемерное сопротивление очевидным утверждениям, чтобы сохранить личное благополучие.
Наверное сегодня уже невозможно делать науку, касающуюся области человеческих отношений с выходом на мировоззренческие понятия, в тиши кабинетов. Полемика по принципиальным вопросам приобретает широкий характер и здесь важно уметь находить в ней рациональное зерно. Кроме того, в любой науке есть методология, которая страхует от ошибок и помогает двигаться вперед.
Есть смысл оформить в области общей проблематики тезисы таких научных направлений, как «История развития духовности этноса (нации)», «Взаимосвязь духовных процессов между разными народами», «Основные составляющие духовной сферы современного этноса» и т.д. Такой подход лишен любой формы негативных проявлений к инакомыслию, а научные достижения в этой области будут способствовать проявлению национального самоосознания и росту национального единения. Подобные учебные предметы вполне могут быть введены в школах и вузах — и это не вызовет протестов родителей, скорее наоборот, большинство из них наверняка поддержит такой подход.
Здесь близко по смыслу направление, называемое метаисторией, как методология совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах пространства и других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история.
Как принято говорить в таких случаях, дьявол таится в мелочах. Занявшись серьезно вопросами истории духовности, мы обнаруживаем, что и само это слово когда-то искусственно видоизменено клерикалами, а изначально это было слово дыхание. Святость — тоже искусственно измененное от слова от слова свет. Дух святой — это дыхание света!
В таком ракурсе прошлое начинает играть совсем другими красками и оживает на наших глазах.
А дальше нас ждут потрясающие открытия! Окажется к примеру, что на обширной территории Восточной Европы когда-то были шаманки матриархата, затем Свет несли волхвы, после них веру проповедовали православные священники. Все это взаимосвязано и органично, а потому при правильном подходе не создает когнитивного диссонанса. Наоборот, становится понятно, что путь духовного развития предков един и непрерывен, тянется из глубин тысячелетий до наших дней, принимая лишь определенные формы в разные века.
Разумеется, были зигзаги вниз и провалы в мракобесие, — и это тоже надо исследовать, чтобы не повторять. Думается, что если школьникам рассказывать, как их далекие предки, которые когда-то жили на этой земле, о чем-то думали и мечтали, что-то искали и к чему-то стремились, то вырастет совсем другое поколение, для которого прошлое станет живым, — а с этого и начинается любовь к Родине.
Мир приобретет совсем другое звучание, станет интересным и более понятным, а история заиграет живыми красками, если допустить существование архетипов и эгрегоров, влияющих на действия людей. Знание того, как функционируют эти явления, и наложение их на события прошлого и настоящего открывает новые направления научного поиска. Если же принять за факт их локализацию на определенных территориях, то можно проводить корректировку глобальных событий способами, которые кто-то назвал бы магическими.
В итоге мифологические герои и образы бессознательного придут в непосредственное соприкосновение с нашей текущей действительностью, помогая понять причины возникновения той или иной ситуации и найти ее решение. Сам ход событий существенно прояснится, если допустить существование циклов и их смену в определенной последовательности.
В результате получится выйти за пределы морали (как устоявшихся и привычных норм поведения) и, воспарив на волне нравственности, максимально приблизиться к невидимому миру, данному нам в предчувствиях.
Пора освобождать духовность от заплесневелой паутины суеверия. В этом наш дальнейший путь из самого отдаленного прошлого – прямо в будущее.
5 комментариев на «“Духовность как наука”»
А История духовности может быть точной наукой?…
Не грозит ли и ей «домысливание в тиши уютных кабинетов»?…
Сама по себе мысль о создании такой науки великолепная — ах, как не хватает сейчас в обществе духовности!…
Любая духовная мысль и слово — глоток свежего воздуха…
Конечно, свет важен сам по себе и не имеет значения кто носитель этого света…
Любая наука о духовности нужна сейчас особенно остро…. и в школе нужно бы уроки духовности ввести и через СМИ нести «разумное, доброе, вечное»…
Пока идёт обратный процесс, к сожалению… При существующем состоянии образования, средств информации и общества в целом духовность приходится воспитывать в себе самому человеку… Когда есть основа, то это становится потребностью…
Духовность должна быть, как хлеб.
Науки ошибаются.
А хлеба хотят по несколько раз на дню.
Постоянное желание людей обрести собственный путь духовного развития, стремление прикоснуться к высоким истинам обращает на себя внимание в современной жизни страны. Природа человека такова, что даже будучи постоянно погружённым в работу, используя все новые достижения цивилизации для отдыха и творчества, он всегда будет ощущать некую неполноту, незавершенность картины жизни. Такая особенность в большой или очень малой степени присуща любому человеку и всякий по – своему её объясняет. Стремление к восприятию мира через его духовные законы совершенно естественно и заложено в человеке изначально. Можно сказать, что именно оно и есть тот главный побудительный мотив, который может привести (а может и не привести) к следованию какому- либо вероучению.
Что понимать под духовностью? Кратко можно определить её как мировосприятие, основанное на чистых помыслах и высоких устремлениях, а духовное развитие, в конечном итоге, имеет целью создание внутренних и внешних условий для постоянного проявления высшей духовной сущности, заключенной в каждом человеке. К вероучениям можно относиться легко, но это не та легкость, которая проявляет себя либо в снисходительно-скептическом взгляде, либо в безоговорочном принятии. Синонимом легкости здесь можно определить чистоту. Такая легкость означает открытость для восприятия духовного опыта, содержащегося в различных учениях.
Сегодня так сложилось в нашем обществе, что духовность как бы не может восприниматься иначе, чем принадлежность к определённой религиозной конфессии или же какому-либо вероучению. Для меня духовность утверждается как явление более высокого порядка, чем религия, а духовное развитие определяется как создание внутренних и внешних условий для проявления высшей духовной сущности, заключённой в каждом человеке.
Распространенное сегодня обращение к духовным практикам Востока очень часто не приносит желаемого результата. Надо понимать, что мы другие, мы северная страна, при этом в духовном плане мы не лучше и не хуже людей Востока. Находить в духовном опыте Востока и Запада драгоценные крупицы, созвучные полету своего духа – вот одна из самых достойных задач на пути к Истине.
Можно предположить, что основным назначением многих древних вероучений было инициирование в человеке такого внутреннего начала, которое позволило бы ему приблизиться к пониманию истин, постичь которые невозможно в результате повседневного житейского опыта. В последние годы достаточно часто мы слышим о людях с «необычными» способностями, посредством которых человек проявляет возможность прикоснуться к чему-то главному, в сравнении с которым способности сущий пустяк, не заслуживающий пристального внимания. Попадаются люди по всякому поводу непременно сообщающие окружающим о своем следовании какому-то вероучению. Тому две возможных причины: одна из них в том, что сам человек внутренне еще не до конца утвердился в правильности выбранного пути, а другая в естественной недостаточной духовной зрелости. Только потом человек постепенно приходит к пониманию, что духовный путь свой надо носить в сердце и говорить о нем лишь когда искренне попросят об этом.
Приходилось встречаться с призывами к духовному единению, цель которого, впрочем, недостаточно понятна. Но почему бы людям, объединяющимся на высокой духовной основе, не попробовать реализовать какую-то блестящую идею или гениальное изобретение? Уверен, что подобное реальное, живое дело содействовало бы личностному духовному росту каждого, в нем участвующего. Более того, само участие можно считать одним из критериев духовной зрелости человека, чистоты устремлений, как проявления истинной духовной сущности человека.
Чтобы узнать Человека и Нацию поглубже, необходимо исследовать множество сновидений Человека и Нации. Иначе, то, что на поверхности, всего лишь часть Личности и Нации. Старайтесь не делать общих заключений, говоря утвердительным посланием. «Уверенный Путь — это путь Мертвецов»… Там, где есть сомнение и размышления, не всегда выхватывается Меч…))) А Тот, кто рычать не умеет, Стаю свою не найдет. У каждого Своя Стая…
Я разделяю творческий подход и сама расшифровываю сновидения в своей работе. Послание извне всегда связано с внутренней потребностью и способом встречи с этим. Хотя это может быть только один из вариантов. Своих исследований так много, что, если осилю, то издам книгу. У меня так много рукописных дневников, которые еще даже не напечатаны. Печатных работ не так много, в основном в книгах моих коллег, в виде докладов на профессиональных конференциях.
Все мои тексты вписывались в свой собственный опыт, путешествия в разные страны, как и сновидения. И в самом процессе приходилось делать все новые прочтения символов, которые последовательно возникали…