Российская агрессия в Украину с огромным количеством задействованных вооруженных сил стала переломным моментом смены эпох. Пока еще это не улеглось до конца в мозгах, эмоционально воспринимается, перекрывается текущим восприятием и фальшивой фразеологией. Потребуется время, чтобы коллективное мировое сознание содрогнулось от шока и начало понимать себя в новой реальности.
Кремлевское руководство задействовало практически весь военный ресурс страны, стянув на украинский плацдарм большинство боеспособных воинских соединений со всех регионов (этим кстати полностью оголив их), по сути лучших из лучших, и сразу бросило их в пекло сражений.
Расчет был на внезапное подавление всей военной инфраструктуры Украины и стремительное вторжение основных сил. Целью было смещение нынешней власти, замена ее марионеткой и принуждение к миру на условиях победителя. Но что-то (а точнее все) пошло не так.
В блогосфере активно обсуждаются конспирологические версии, связанные с влиянием мировых элит, меня же больше интересуют метафизические причины как в отношении ситуации в целом, так и в характеристике лидеров вовлеченных в нее стран. Есть определенные мысли по этому поводу и публикации будут в ближайшее время. Общий цинизм этих взглядов предполагал безусловное поражение Украины и очередные формальные санкции агрессору. Украина сломала эти планы.
Украинские войска, осознавая значительное техническое превосходство противника (в несколько раз по отдельным видам техники), исходили из того, что они на своей территории, а захватчики на чужой. Из этого вытекала самая рациональная постановка задачи: физически уничтожать захватчика. Логика простая: чем больше утилизируешь, тем меньше останется. Долго, методично, монотонно… Час за часом, день за днем. Безусловно у наступающих есть резервы и они значительные, но не безграничные и тоже когда-нибудь иссякнут. Такая тактика оказалась неожиданностью для российских военных, которые вместо стремительных атак завязли в украинских пригородах и стали мишенью для отстрела. Счет погибших идет на тысячи, раненных в несколько раз больше. Бойня на чужой земле, где население ненавидит захватчиков и готово их убивать, окончательно потеряла смысл.
Кабинетные генералы смотрят на ситуацию через схемы на картах и соотношение сил, включающее количество вооружений, технических средств и личного состава. Они рисуют модели, в которых действуют бездушные исполнители, слепо следуя приказам. В реальном же поединке участвуют люди, от настроя и желания которых зависит очень многое, если не все. Война грязное дело и в ней случается всякое с обеих сторон. Все пороки выходят наружу. В конечном итоге побеждает тот, у кого сильнее воля, устойчивей психика и есть твердая мотивация, основанная на полном осознании своей правоты.
Украинцы выстояли. Выдержали и первый удар, и все остальные. Втягивание в затяжную войну неизбежно привело к перманентному перемалыванию на украинской территории основных кадров российской армии.
Итоги для России буду анализировать отдельно (т.к. с этим связан и прогноз на будущее). Что касается Украины, то здесь мы четко видим несколько аспектов.
Во-первых, все убедились в рождении украинской армии. За несколько лет произошло чудо и на глазах появилось (или возродилось из исторических традиций) полноценное войско. На сегодня это сильнейшая сухопутная армия ближнего боя в Европе. Она пока еще уступает ведущим странам по уровню технологий (хотя стремительно осваивает их), но в условиях непосредственного соприкосновения с противником ей нет равных. В любой стране военнослужащие очень неохотно вступают в ближний бой, результат которого непредсказуем. Сложившая историческая ситуация не оставила украинцам выбора, она заставила их ускоренными темпами осваивать эту суровую школу и они показали значительные успехи.
Во-вторых, вновь проявилось единение всего украинского общества перед лицом опасности. Люди, которые вчера еще схватывались в политических баталиях, объединились для отпора общему врагу. Многих захватила эйфория участия в общем деле. Это заложено в генной памяти еще с эпохи приднепровских волхвов. Да, не у всех. Нашлись военнообязанные мужчины, которые в первых рядах беженцев домчались до западной границы и там, в полной безопасности, выражались в показном патриотизме. В это время под бомбежками и артобстрелами по зову души активно действовали другие люди, мужчины и женщины, составляющие ядро нации, ее гордость и основу непобедимости.
В самой Украине армия стала фундаментом общества. В условиях его рыхлого состояния, недостроенной системы государственного управления и отсутствия развитых социальных институтов (чем и пытался воспользоваться противник) армия превратилась в цемент, который скрепил нацию в монолит в критический момент.
В третьих, резко изменилось мнение об Украине во всем мире. Проявив характер, она вошла в число сильнейших игроков планеты (возможно еще не осознавая этого) и вряд ли кто-то пожелает снова проверить наличие оснований. Остается лишь смелее действовать, демонстрируя свои предпочтения и разрушая стереотипы. В условиях динамичных общемировых процессов через несколько лет украинская армия станет одним из главных факторов безопасности в Европе, особенно в ее центральной и восточной части.
Вот так, через кровь, боль и слезы, завоевывается право на свое существование. Законы политических джунглей таковы, что никто не рад новому ростку и все будут этому только препятствовать (хотя на словах прозвучит совершенно иное). Народ должен не только заявить о своем права на самостоятельность, но и отстоять его в тяжелой борьбе. Этот исторический процесс мы сейчас и наблюдаем. Украина завоевала право стать одним из центров будущего влияния на планете, стабилизирующим противоречия на стыке цивилизаций, и по праву займет место в Совете 30-и, который придет на смену недееспособной ООН.
Приобретя субъектность, Украина задумается о том, зачем ей Европа и НАТО. Заранее зная о подавляющем перевесе оккупантов, западные политики осознанно обрекли народ Украины на страдания, наблюдая со стороны в течение самых критических дней в ожидании его капитуляции. Нужно ли брать обязательства перед теми, кто цинично предал в самый трудный час, прикрывшись лживой фразеологией? Ответ для общества будет очевиден.
Для российской власти нейтральный статус Украины будет лишь частичным оправданием бойни. Но весьма слабым, учитывая запредельное число погибших, резкое ослабление армии и полный проигрыш по всем остальным позициям. Украина окончательно и навсегда выйдет из-под давления российского эгрегора, сохранив в поколениях память об агрессии, НАТО вплотную приблизилось к российским границам, до упора усилив свои контингенты, а санкции отбросили российскую экономику к уровню пресловутых 90-х годов прошлого века.
У меня с самого начала не было сомнений в том, что Украина выстоит и в конечном итоге победит. Этой победой осознается факт своего существования, открывающий простор для устремленных в будущее. Основа моего мнения чисто интуитивная и драматичные события становятся подтверждением. Хотелось бы без трагедий, но так не бывает в событиях подобного масштаба.
Один комментарий на «“Война в Украине”»
Здравствуйте, Сергей! Я подписана на ваши материалы на ФБ, но почему-то не могу получить доступ к комментариям. Очень хочется рассказать вам о необычном и узнать ваше мнение.
К построению куполов я подключилась сразу. Сначала удавалось прикрыть только свой дом и кусочек города, потом научилась объединяться с другими куполами, теперь удается растянуть свой купол на несколько областей. Вчера, видимо из-за Благовещенья, работалось очень легко. Мой купол прикрыл почти всю Украину и затем (показалось, что вообще без моего участия) начал быстро вспухать вверх. В какой-то момент купол раскрылся, и из него хлынул вверх ослепительно-белый световой поток, как будто одновременно включили сотню прожекторов. Поток был очень мощным как по силе, так и по площади. Он исходил из нескольких центральных областей страны и уходил высоко в небо. Поток просто завораживал своей мощью и отключил все эмоции, осталось только какое-то ощущение святости. И мне кажется, что поток не прекратился даже после того, как я выпала из работы.
Может, кто-нибудь ещё его видел? И как это понимать?