Маска мима


Я – плохой лицедей. Такая мысль неожиданно пришла во время прогулки.

Пока обдумывал ее, следом пришла другая. А может быть это тоже всего лишь роль? Маска человека, который считает себя плохим лицедеем? И если я в это поверил, значит роль сыграна успешно?

Как сказал Оскар Уайльд, «искусство — это зеркало, которое отражает не жизнь, а того, кто в него смотрится».

У каждого есть запланированный сюжет по судьбе. Мир — это действительно огромный театр, где есть актеры (даровитые, не очень и совсем бездарные), массовка (изображающая основное событие и на самом деле ничего не значащая),  сценаристы (хорошие и плохие , в т.ч. всевозможные моралисты и «толкователи кармы»), суфлеры (чаще всего бестолковые), режиссеры (это более высокий уровень, где и мера ответственности несоизмерима) …

Маска — это импринт, то есть набор необходимых качеств и программ поведения, помогающих жить в обществе. Когда человек сливается с ними, то сам становится маской.

Как порождение древних представлений, связанных с анимизмом и тотемизмом, маска становится символом тайны, защиты, маскировки, иллюзии и обмана. На латинском языке mascus означает «призрак», на рабском maskharah‎ — это шут, участник маскарада.

Мы все носим маски. Постоянно. В наших масках отражаются маски других людей и мы сами отражаемся в их масках. Своими масками мы обращаемся к другим маскам, не видя и не зная, кто скрывается за ними, и видя вокруг лишь сплошное и непрерывное мелькание маскарада. Любой человек, прежде чем принять какое-то решение, совершить какой-то поступок или к кому-то обратиться,  прикидывает, соответствует одетая на него маска стереотипам, общепринятым к текущему моменту.

Некоторым удается снять маску … чтобы тут же надеть следующую. Есть и такие, в арсенале которых сразу несколько масок. Я встречал человека, у которого была тысяча масок и ему требовалось всего несколько секунд, чтобы прямо на глазах поменять одну на другую.

«Человек больше всего лукавит, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду.» (Оскар Уайльд)

Карнавал масок наполняет разноцветными бликами. Но я не занимаюсь их разгадыванием. Также как никогда не интересовался «путешествиями по параллельным мирам». Горизонтальное расширение возможностей мало дает для продвижения по шкале духовного роста. Наверное стоило в каких-то жизнях получить побольше опыта лицедейства… Сейчас уже поздно об этом говорить.

Гораздо интереснее увидеть того, кто за маской. Актера, который играет основную и единственную роль в спектакле. И обратиться прямо к нему. Найти ключевые слова, которые пробивают любые бутафорские латы. Хотя, бывает, люди носят на себе такой слой грима (а по сути грязи), что становится неприятно внутри — это может отдаваться в солнечном сплетении. Поэтому лучше не проявлять досужего любопытства.  Совсем другое дело, когда действительно возникает какая-то необходимость в общении (напр, при просьбе о помощи целителя в дистанционном формате). Там находится волна сорезинирования, поэтому все идет легко и естественно.

Тут непроизвольно подкрадывается мысль: а что если этот актер тоже только маска для другого актера, скрывающегося в туманной облаке беспредельности и разыгрывающего свой сюжет? И тот — тоже маска для неведомого ему лицедея из другой реальности. Так бесконечно по цепочке вглубь первопричины, к первоактеру.

Хотелось бы в итоге найти себя во всем этом смешении фантасмагорий … Но тут темным облаком накрывает другой вопрос: а кто тогда я сам?

Каждый раз, освобождаясь от очередной маски, мы как будто чуть-чуть умираем. В конце-концов это становится привычкой. В этом нет никакой сладости некрофилии. Наоборот, природный юмор открывает жизнь как непрерывный процесс, без драматизации сюжетов. А чутье, обостряющееся с каждым освобождением от иллюзий, позволяет легко отличить источники неприятных тяжелых волн и по возможности их избегать, выбирая точки, наполненные энергией жизни — так и формируется свой путь.


18 комментариев на «“Маска мима”»

  1. А что такое маска? Скорее всего — это стереотип. Приобретенный инструмент общения… инструмент — вещь полезная, особенно если умеешь им хорошо пользоваться)))
    Маска помогает выстроить защиту от ударов судьбы, и даже преобразовывать некоторые удары в волшебные пендели…
    Что еще она может?
    Что является причиной неизбежного появления маски?
    Что маскирует маска самым первым в жизни?
    Ведь наверняка первая маска — это детская маска?

  2. Как сейчас велик и разнообразен event-рынок, можно играть во что угодно, в интернете мальчики превращаются в девочек и наоборот.
    Но вот игра заканчивается и лица играков снова становятся скучными и уставшими,просто обычными загруженными бытовыми проблемами. Эти лица похожи на щиты,на которых жирными буквами написано:»Отстань. Это твои проблемы и они никого кроме тебя не волнуют».
    Это действительно так? Неужели у же никого и ничто не волнует, и каждый сам за себя? Почему эти уставшие лица заполонили все автобусы и маршрутки, и даже иномарки.
    От чего они все защищаются? От проблем?
    Нет,скорее от своих же собственных страхов.
    Почему мы так любим скрываться и закрываться от всех?
    Почему мы так любим надевать на себя театральные маски?
    Да потому,что пока Вы можете быть кем-то, Вы можете не быть собой.

  3. В последнее время получает всё более массовое распространение так называемый «инфобизнес» (подписка-рассылка-продажа неких файлов с информацией, обычно – на дисках, или путем скачивания за деньги).
    Можно заметить много общих черт в содержании продукта, способах рекламы и личностях деятелей «инфобизнеса»:
    1.Черты «Продукта»:
    — суть – чаще всего, советы: как зарабатывать в интернете, успешно продавая «инфопродукты»; иногда – как обмануть ближнего своего: инспектора ГИБДД, девушку, мужчину, собственный голод, и т.п., то есть абсолютное отсутствие какой-либо научности, с расчетом на желающих купить много за не дорого, и/или легко решить проблему, и/или быстро обогатиться;
    акцент – на уникальность авторского метода;
    — низкая себестоимость (как правило, видеозапись некоей «лекции» Автора на плохонькую видеокамеру, с отсутствием нормального света и звука, без редактуры текста и монтажа;
    — несуразная цена, сравнимая со стоимостью высокохудожественного или высоконаучного произведения (сотни или тысячи рублей за диск с записью).
    2.Черты рекламы:
    — строго в интернете, преимущественно, путем «партнерских программ» (и в этом «пирамида»);
    — основана реклама – на интервью Автора; оно изобилует выражениями, многократно отмеченными Акуниным и другими ехидными юмористами: «Мы, собственно говоря, на самом деле, как бы, … добились успеха!»
    — широкое использования приема брэндирования путем «присоединения к брэнду – совместного брэндирования»: безудержные ссылки деятелей инфобизнеса друг на друга, с безаппеляционным предположением в интонациях о высочайшей известности того, на кого идет ссылка («За что Кукушка хвалит Петуха…»).
    3.Черты Автора:
    — лицо обычно тщательно ухоженное и блестящее; Автор имеет все признаки шоумена (смазливость, велеречивость, давление в интонациях) и при этом провинциальность в манерах, в речи и в дикции;
    — как правило, у Автора отсутствует систематическое глубокое образование; часты проговорки/упоминания самого Автора о многочисленных лакунах в жизненном/профессиональном опыте, а сказать по-простому – о длительных периодах безделья, или полукриминальной деятельности;
    — «обязательное» наличие псевдонима-усилителя: имя литературного-исторического героя; раскрученное название известного предмета; использование более благозвучной фамилии, чем настоящая; во всем этом мы опять можем видеть черты шоу-бизнеса, прием брэндирования путем «присоединения к брэнду» и восполнение зрелищностью отсутствия научного содержания.
    За всем этим, на мой взгляд, просматриваются многочисленные «лица общие выражения» ©, а именно — черты кидалова (со стороны Авторов) и черты лохообразующие (в отношении клиентов Автора).
    Вопросы:
    1.Что подсказывают психологам перечисленные отличительные черты «инфобизнеса»?
    2.Насколько профессиональный анализ обозначенного явления может помочь предотвращению развитию этого псевдобизнеса?
    3.При наличии понимания профессионалами:
    — пирамидо (MLM-)подобия этого бизнеса;
    — и важнее, отсутствия реального содержания в «продукте»,
    — и важнее, злостного обмана в рекламе — как всё это понимание распространить для противодействия злоупотреблениям?
    4.Возможно ли доведение до сознания Авторов «инфобизнеса» простого посыла: ребята, даже если вы сами не чувствуете, есть понимание у других, что Вы жулики?)))

  4. Когда-то были бродячие театры и стационарные.
    Сейчас часто имеет место продажа автором самого себя: своих мыслей, идей, концепций и т.д., и даже зачастую и не своих:)
    То же самое делали во все века сценаристы, режиссеры, актеры. И тут весь ассортимент: и псевдонимы, и самоименование себя великим, и ссылки на таких же великих и отсутсвие реального «продукта» в представлении. На самом деле, за что платят люди приходя на спектакль, который является сказкой, вымыслом фантазией на все 100%.
    Вообще-то всегда платили за удовольствие посмотреть на игру актера. Кто не хотел, тот и не платил.
    Но и вопрос о запрещении театральной деятельности или ее регулировании как-то не стоял. И даже известно почему.
    Заработки в этой деятельности копеечные, пахать надо каждый день, иначе не продашь ничего, конкуренция высокая, талант надо иметь, хоть какой-то, иначе раскусят быстро, а против сарафанного радио не попрешь, ну и любить это дело надо очень, чтобы клоуном постоянно танцевать и с огоньком.
    Иначе ведь никто смотреть не будет.
    А вот качество театра, да, повышать надо, это точно! И способ то известный. Взять да сделать самый лучший профессиональный инфобизнес, на научной основе, и чтобы все сценарии строго на фактах основаны были. А потом еще научить других своему передовому методу, как Станиславский.
    Плохие актеры, конечно же конкуренции не выдержат. Останутся только самые достойные.
    Такой подход в общем-то и исторически подтверждается, стационарные столичные театры вытеснили таки, бродячих любителей.

  5. Жил на свете артист некрасив, неказист,
    Но была в нём великая сила.
    Он на сцене играл так, что зал замирал,
    Так, что дрожь от волнения била.
    Затихал театральный взыскательный люд,
    От волшебного действа немея.
    Каждый выход – шедевр, не поспешный этюд:
    Помогала артисту Психея.
    Она птицей чудесной кружилась над ним,
    Она бабочкой яркой светилась.
    И в театре был рай, хорошо было им –
    Совершенства Психея добилась.
    Но не любит подобной гармонии смерть.
    Смерть артисту триумф не простила.
    Ведь играл на износ и в талант будто врос…
    Смерть сильнее – талант победила.

  6. Как жаль, что поздно что-то сделать
    Когда уже темнеет зал.
    Износят туфли и костюмы,
    Как Душу, тот же карнавал?
    Как иногда, возможно тихо
    Спешит тот Ангел, опоздав…
    Чуть на минуту,.Дьявол лихо
    Уже так близко. Разорвал
    Живую Нить той Ариадны,
    Когда ее никто не звал.
    Теперь, опять приду, отрадны
    Все те же лица, карнавал…

  7. Человек, идя по жизни, надевает те маски (входит в те роли), которые, как ему представляется, наиболее удовлетворяет ситуации. Хотим мы того, или не хотим, но сейчас мы можем считать себя учеником, через минуту, при встрече с каким-то знакомым — учителем, еще через пять минут — ловеласом, через еще десять минут — этаким пуританином и т.д. Это уже психология пошла… Человек — такое существо, что непроизвольно так поступает, не зависимо от своего сознания.
    Как-то однажды я почувствовал, чем отличаются великие артисты от просто артистов. Великие — живут жизнью, чувствами, эмоциями своих героев. А ведь герои произведений — это очень сильные образы, личности. То есть, великие актеры становятся на время работы над ролью энергетическими двойниками своих героев. И далеко не всякий способен выдержать такую энергетику. Да к тому же эта энергетика (как образ мысли) ведь влечет за собой строго определенные последствия в судьбе, описанные как раз во всех великих произведениях…. Получается, истинный актер либо вынужден полностью сродняться с образом мысли, энергетикой своего героя, либо же быть плохим актером, если боится это сделать…. Вот и выходит, что сыгранные роли неминуемо влияют на судьбу актера…. Это уже из сферы эзотерических знаний.
    Получается, что на актерских курсах надо учить не только тому, как вживаться в роль, но и тому, как властвовать над этим процессом, безопасно взаимодействовать с энергетикой своего героя… а это уже — парапсихология, как минимум….
    Вхождение в роль предполагает изменение всех энергетических уровней актера — его мыслей, чувств, ощущений; то есть, фактически замену собственного образа мыслей и действий на того героя, кого играет. В противном случае игра будет выглядеть неестественной. То есть, процесс вживания в роль предполагает вхождение в энергоинформационное поле другой личности, а это уже аналогично работе экстрасенса, целителя, парапсихолога. И в зависимости от того, насколько глубоко осуществляется такое вхождение актеры делятся по степени «великости». Но на практике ведь это означает (чтоб было более понятно) перенос всех ощущений от персонажа на актера — а значит — и боли, болезней, и эмоций при играемых обстоятельствах и т.д. Естественно, такие переделки не проходят бесследно для человека, оставляют «в душе» свой отпечаток на всю последующую жизнь (конечно, при условии высокой степени вхождения в образ). А когда такие перемены человек должен производить по несколько раз на дню (игра в разных спектаклях или на съемках фильмов), то тогда становятся понятными различные стороны жизни великих актеров: и то, почему им трудно обрести семейное счастье (фактически их парам приходится жить с разными людьми), и то почему бывают периоды творческих кризисов (неспособности вхождения в новый образ — старые еще не отпустили от себя) и т.д.

  8. Есть у меня 2 маски:
    Печальный Арлекин и Шут.
    Одной не мило солнце, краски.
    Другая любит пир и блуд.
    Одна печальна и спокойна.
    Другая весела, бодра.
    Одной лицо всегда покойно.
    Другой девиз: «Вся жизнь-игра!»
    У первой маски нет здоровья.
    В другой кипит, играет кровь.
    Одна подвластна личной боли.
    Другая познает любовь.
    Но обе маски мне милы.
    Их примеряю постоянно.
    Пусть будут Боги так добры,
    Впустить меня в Театр свой странный.

  9. Театр место для зрелищ. Даже театр одного актера))) и одного зрителя (минимально необходимое количество зрителей нигде не оговаривается) .
    Прав ли был Шекспир, утверждая, что «Жизнь — театр, а люди в нем актеры»?
    Представления представлению рознь. Бывают сюжеты выдуманные. Они легко просчитываются. Кроме случаев «Большая ложь».
    Бывают основанные на реальных событиях, но приукрашенные. Украшательство не ложь так устроен мозг человека со временем плохое забывается или тускнеет, а хорошее становится ярче. Второе человек видит событие и воспринимает через свое Я. Он не может описывать что-то подсознательно не приписывая ему свое Я.
    Вот так формируется представление человека о самом себе это маска которую все носят. Мучительно сознавать когда маска сильно отличается от реальности и человек для простоты сам начинает верить в маску.

  10. Далеко не каждый может позволить себе оставаться собой. Увы, существует опасность, что маска «прирастёт» и ты будешь играть, а не жить. Глупо призывать к искренности со всеми и всегда, но стремиться к этому, мне кажется, всё-таки стоит.

  11. Актеру нужны зрители, а когда их нет, актер исчезает… Что чувствует он в этих промежутках, чтобы дождаться следующего дня? Возможно, другой Роли… Это насытить невозможно.

  12. Весь мир – театр, и люди в нем – актеры.
    Идут на авансцену, чтоб сыграть
    Семь актов всё одной нелепой драмы
    И навсегда уйти в кромешный мрак.
    В начале действия бутуз щекастый
    Плюющийся у мамки на руках,
    Бессмысленно ревущий и вопящий.
    А вот уже, как яблочко румян,
    Капризный отрок шагом черепашьим
    Плетется в классы. Третье амплуа –
    Любовник (на героя не похожий),
    Расходующий силы невпопад
    На сочиненье нудных серенад.
    А вот уже герой, а не любовник:
    Как леопард, лохматый кондотьер –
    Бретер, безбожник, бабник. Ради славы,
    Взрывающейся мыльным пузырем,
    Полезет в жерло пушки. Просто жизнью
    Он не бывает удовлетворен
    И тратит пыл на поиск приключений.
    А вот судья с холеной бородой –
    Высокомудрых изречений кладезь
    И пожиратель жирных каплунов –
    На целый свет презрительно взирает.
    Актер преображается опять –
    Он Панталоне – зол и привередлив,
    Тощ и сквалыжен. Мужественный бас
    Перерождается в фальцет младенца.
    Старик в очках, со связкою ключей,
    Чулки, в которых щеголял когда-то,
    Для ног иссохших стали широки.
    И вот финал, а в нем – одни убытки.
    Поток метаморфоз почти иссяк,
    Младенчество второе наступает:
    Без глаз, и без зубов, и без ума –
    Безо всего.

    Уильям Шекспир
    Монолог Жака из комедии «Как вам это понравится»
    Перевод Александра Флори

  13. Даже очень умелое притворство не может заменить реально отсутствующее качество.
    В нас есть ВСЕ качества и любовь и ненависть, и разум и глупость, и щедрость и жадность……. и т.д.
    Все, что нам необходимо — это освободить то, что нам не нужно: страхи, комплексы и стать тем, кем мы есть на самом деле.
    Самое простое, быть тем КТО ТЫ ЕСТЬ, и самое сложное и энергозатратное быть тем, КЕМ ТЫ ЯВЛЯЕШЬСЯ другим.
    Мы можем выбирать ОСОЗНАННО кем быть.
    Маска способна уничтожить своего владельца, в том числе и физически, вспомните щоумена Трахтенберга.
    И еще, вы можете иногда обмануть окружающих, но себя, свое высшее «я» не обманешь, поэтому никакая маска не принесет вам УДОВЛЕТВОРЕНИЯ и ГАРМОНИИ душевной.
    Есть люди, которым открываются… есть люди, которые открываются… Есть люди, которые могут играть, а есть те, которым это плохо удается…
    Видение истины у каждого может быть свое, одни и те же понятия, реакции человека и пр., люди интерпретируют по-разному….
    Истина одна, но интерпретаций множество…. как и понимания, что есть игра……………..

  14. Создать маску притворства, примерить её, одеть ? Поэкспериментировать можно. Но то, какие мы — это данность. Нельзя изменить название цветка, дерева и прочего.
    Вывести гибрид — без проблем. Но «гибридовакцинация» в человеческом роду порождает обратное: сеет хаос, войны, смерть и разруху.
    Кто согласен на это? Думается, большая часть осознанного человечества не пойдёт на такое.

  15. А не проще почитать книжек и стать чуть образованней, попробовать соблюдать простые общечеловеческие ценности и стать чуть добрее и проще. Ум гораздо сложнее, его ни чтение ни практика не дают, тут уж как гены и первые шаги в жизни сложились. Гарантировано вреда от таких усилий меньше, пользы больше.
    Маски и без напряга все прекрасно умеют носить. И миллионы тех, кто уже сжился со своими масками и верит в маску.
    Путь к себе — это как раз срывание масок! А не нагромождение еще одного слоя штукатурки поверх своего надуманного Я.

  16. А смогут ли люди казаться таковыми, если они этого не знают, не были такими и не являются такими?

  17. Ну Сергей Вы удивили! Как можно быть против масок???
    Мир игра, и первое правило этой игры, что всё всерьёз…
    Уже не говорю о старике Шекспире …Весь мир театр…)
    Я, как практик фототренингов (более 10 лет фотосессий) скажу интересную вещь, которую возможно многие не знали …
    Незнакомая клиентка никогда не станет собой, не откроет себя мне, незнакомому, как её ни проси. Истинного человека больше видно когда он изображает характер, манеры, образ другого человека.
    В нас так сильно родовое програмирование поведения, что мы считаем его истинным. А ведь это тоже игра…
    Людей учат играть когда, чтобы поесть, надо кричать «МАМА».
    Чтобы какать нужен горшок.. Писать, — снимать штаны.
    Не играют только амёбы и боги. И то только потому, что ни тех, ни других мы близко не видели?)
    А разных понятий истины не может быть. Есть разный опыт людей её ищущих.
    Дайте себе достаточно времени подумать, вы придёте к тем же выводам что все мудрецы прошлого.
    Можно бы просто почитать философов, давным давно нашедших ответы на главные вопросы.
    Но, нет — люди всегда хотят САМИ!
    То, что я предлагаю — это обман. Или самообман. Он предлагается тем, кто не готов годами читать умные, добрые мысли. Не готов расти как положено.
    Ну не могут они сразу быть добрыми, умными, красивыми.. почему не попытаться казаться таковыми?
    Разве это позорнее, чем быть быть дураком и даже не скрывать этого?
    Снимать маски… С кого? С окружающих? С себя перед другими? Стриптиз что ли?
    Наши с Вами маски нарастали десятки лет. Мы легко можем снять две — три, изобразив чудо откровенности. А те, кто всего полтора — два десятка лет маски культивировал?
    Да, хорошо себя проверить в сложных ситуациях и в важном деле… А если такого нет и ещё не было?
    Категоричность не хороший признак…)
    Мудрец сказал » я знаю, что ничего не знаю» . Думаете он себя знал?

  18. Как ни старайся, а богато выглядящая оболочка не сможет скрыть дефектов начинки… стоит лишь развернуть..иногда и кусать то не надо..и так уже видно)))))))))))))))))))
    А еслив ишшо ароматы сопутствуют… таки ваще…
    Я не притворяюсь, я просто стараюсь развивать то, что мне нравится. И никто не лезет с несоответствием внешнего и внутреннего… короче, не леплю из г-на конфетку. Какая есть, такая есть. Правда иногда люблю покуражитцо, и немного стать хуже, чем я есть на самом деле. Но раз могу такой быть, значит, могу и не быть??? Так ведь?)))))))))) Все зависит от выбора самого человека.
    Надо просто быть. Самим собой. От того, что дерьмо завернуть в красивый фантик, оно не станет слаще.

Добавить комментарий для Елена Сорокина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »